Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий.
Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки. «Традиционные библиотеки являются важной, но не самой совершенной частью общества. Главный довод в пользу создания электронных библиотек состоит в том, что это позволит доставлять информацию лучше, чем это было в прошлом». Вильям Армс, известный американский ученый в области электронной информации.
Эти современные тенденции, интенсивно проникающие в библиотечную практику, затрагивают многие аспекты деятельности библиотек и трансформируют многие привычные догмы и правила; в частности меняется сама политика и технология комплектования, формирования фонда в целом, подходы к совершенствованию его сохранности. Впервые организуется множественный доступ к документу. Здесь важно не оказаться в другой крайности, как это произошло с так называемыми ''гибридными библиотеками''. Этот термин, видимо появился от испуга перед нарастающим потоком электронной информации, так как логически объяснить изменение или появление нового типа библиотек только из-за того, что часть фонда оказывается в электронном виде, невозможно. Новые носители появлялись и ранее (вообще эволюция библиотек тесно связана с эволюцией носителей документов): был папирус, появилась бумага, затем микрофильмы, микрофиши, кинофильмы, аудиокассеты, CD-ROM а библиотека по-прежнему оставалась библиотекой. Но чуть расширили поток электронной информации, увеличили число CD-ROM и Интернет - услуг и сразу вдруг почему - то должна меняться сущность библиотеки, ее статус и типология. Почему-то из обычной, нормальной библиотека вдруг становится гибридной. Гибрид это, как известно, результат скрещивания чего-то с чем-то. А что мы скрещиваем здесь? Как этот Мичурин сможет ответить на следующий элементарный вопрос: все библиотеки рано или поздно будут в Интернете и будут предоставлять электронный ресурс. Тогда что, все библиотеки станут гибридными? А что же тогда будет негибридной библиотекой? Мне кажется, что с точки зрения терминологии данная посылка является неверной и никакой «доклад Фоллетта», если на него идут ссылки, научно не доказывает право данной трансформации. Если многие уважаемые авторы, такие как Ян Винкворст, Брайан Фоллетт, Брюс Ройян и другие хотят подчеркнуть (что, в общем-то они и делают) смесь традиционных и электронных ресурсов и увеличение видов обслуживания пользователей, то это надо так и называть и не пытаться как-то сразу менять исходные базовые позиции библиотеки. Тем более, что для таких изменений требуется аргументация, по крайней мере, та, которая сумеет доказательно противостоять вышесказанному, именно аргументированно, а не так, как остроумно написал Виктор Ардов про аргументы в споре у одной дамы: «К сожалению, я этого не знаю, но я Вас уверяю!» В 1996 г. Фонд Бентона в Вашингтоне провел исследование будущего библиотек в цифровом веке. Специалисты попытались ответить на вопрос, сохранятся ли библиотеки, в первую очередь публичные, в электронной среде и как повлияют новые информационные технологии на их природу, природу пользователя, библиотекаря. Ответ вызвал оживленную дискуссию в библиотечной и информационной печати США и других западных стран. Развивая это исследование, Фонд Бентона недавно провел анализ мнений шести целевых групп, суммировав его в публикации «Библиотеки в равновесии» ("Librariesin Balance"). В отчете о результатах анализа содержатся следующие основные выводы и рекомендации библиотекам: Библиотеки следует представлять как место, где можно найти уют и привычную доброжелательную атмосферу. В отличие от технологии, которую многие люди воспринимают как холодную, безликую и угрожающую силу, теплая и «личная» обстановка в библиотеке привлекает публику. Не втягиваясь в спор на тему «библиотеки или байты», библиотекари должны использовать ностальгию читателей по посещению библиотеки в детстве и ощущения, которые испытываешь, когда держишь в руках книгу. Наиболее притягательным новым имиджем библиотеки было бы представление о ней не как о радикально трансформируемом институте, а как о «старой» библиотеке, которая использует преимущества новых информационных технологий. Это целесообразно из-за боязни американцев, что технология заменит «старомодное» обучение и в результате будут утрачены традиции и ценности прошлого. Публику следует приучать к тому, что библиотека является «информационным навигатором» ("Information navigator"). Этот термин, предложенный Фондом Бентона, был сразу понят и принят пользователями. Рано или поздно библиотекарь станет центральной фигурой в библиотеке электронного века, которая будет мостом между новыми технологиями и любимой людьми традиционной библиотекой. Публике необходимо разъяснять, что библиотека может помочь перейти к использованию новых информационных технологий. Такую помощь, например в форме организации семинаров для начинающих работать в Интернете, следует оказывать основным группам пользователей. Одним из самых интересных открытий новейших социологических исследований является отношение американцев к посещению библиотеки как и проявлению того, что они хорошие родители. Это должно подтолкнуть библиотекарей к развитию особых форм обслуживания родителей: используя случаи, когда взрослые сопровождают детей в библиотеку, им можно предложить также обслуживание на основе высоких технологий, помогая родителям вводить детей в мир Интернет. Особенно важным и срочным сегодня является проблема изменения учебных и образовательных программ по дисциплинам, связанных с подготовкой библиотекарей и специалистов смежных профессий. Теоретические, научные и околонаучные споры могут длиться сколь угодно, но выпускники библиотечных специальностей, приходя на работу в библиотеку (а такое иногда происходит, если их по дороге не возьмут в банк или в магазин) видят там много того, чему их вообще не учили или учили неправильно. Тем более, что понятие «электронные информационные ресурсы», «электронные библиотеки» уже не только реально ощутимы, осязаемы, они сегодня у всех на слуху. Сегодня тенденции развития библиотечно-информационных технологий и деятельности в целом уже невозможно представить без электронных информационных ресурсов и модного нового понятия «электронные библиотеки» (ЭБ). Развитие электронного информационного ресурса и систем его организации в виде электронной библиотеки, (цифровой библиотеки, ранее вводилось понятие «медиатека» не суть важно). Электронную библиотеку многие все еще воспринимают как те же книжные стеллажи, на которых вместо книг стоят CD или DVD-ROM и которую многие боятся, что якобы она «уничтожит обычную библиотеку». Все это, конечно, не так. ЭБ просто являют собой новый вид структурирования и организации электронной информации с определенным образом организованной системой доступа к этой информации (этим ресурсам). ЭБ расширяют номенклатуру услуг для пользователей библиотек, повышают доступность и качество обслуживания. Как уже говорилось, ЭБ позволяют: предоставить в доступ издания из других библиотек и фондов; обеспечить независимость мест хранения изданий от рабочего места пользователя; обеспечить непрерывное обслуживание, не зависящее от расписания и времени работы отдельной библиотеки. Развивая тенденции организации и обслуживания пользователей электронными библиотеками, мы отчетливо должны понимать, что ЭБ отличаются от традиционных библиотек не только и не столько тем, что используют электронный формат изданий, а в первую очередь тем, что обеспечивают доступ к удаленному, распределенному и разнородному ресурсу с помощью телекоммуникационных технологий. Известно, что работы по созданию электронных библиотек начаты в США в 1980-х гг., в Великобритании в начале 1990-х гг. Обычно такие работы начинали небольшие группы специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран «Большой Семерки», к участию в котором приглашена и Россия, программы "DLI" в США и "eLib" в Великобритании. В Японии завершены работы по реализации проекта «Электронные библиотеки 21 века», в Германии создана электронная библиотека "GlobalInfo". Указанные проекты имели существенную государственную финансовую поддержку (от 800 млн. долларов США, до 60 млн. марок в Германии). К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекались различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц. В России был некоторый опыт работы в области создания ЭБ. Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и обеспечениям к ним, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются рядом государственных научно-технических программ, например, подпрограммами «Федеральный информационный фонд по науке и технике» и «Информатизация России» Федеральной целевой научно-технической программы Минпромнауки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», Межведомственной программой «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» и рядом других. Главными проектами стали вышеназванные проекты Научной электронной библиотеки Российского фонда фундаментальных исследований (более тысячи названий журналов) и Программа по электронным публикациям института ''Открытое общество'' - Россия (более 4 тыс. названий журналов). Вместе с тем следует признать, что указанные усилия, несмотря на достигнутые результаты, все еще не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера, по реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому в 1999 г. было принято решение о развертывании полномасштабной межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР), которая должна была бы служить естественным дополнением к уже имеющимся проектам и программам в этой сфере и решить проблемы отечественной инфраструктуры, обеспечивающей накопление, сохранение и эффективное использование электронных информационных ресурсов. К сожалению, успешно разработанная и согласованная 11 государственными ведомствами Межведомственная Программа «Электронные библиотеки России» не состоялась из-за ведомственных реорганизаций, и проблема государственного координирования столь важной программы в России опять повисла в воздухе. В то же время в других странах и прежде всего в странах «Большой Семерки» эти работы идут полным ходом и практически везде есть государственное участие в таких программах и достаточные объемы финансирования. Недавний пример тому Окинавская Хартия глобального информационного общества, подписанная лидерами стран «Большой восьмерки» (с участием России) на саммите в Окинаве в июле 2000г., в которой много места уделяется развитию цифровых технологий, электронному информационному ресурсу и впервые был поднят вопрос о преодолении электронного цифрового разрыва. Вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними занял важное место в национальных дискуссиях. Приведем выдержку из Хартии: «Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям. Мы подтверждаем нашу приверженность предпринимаемым в настоящее время усилиям по разработке и осуществлению последовательной стратегии, направленной на решение данного вопроса. Мы также приветствуем то, что и промышленность, и гражданское общество все более склоняются к признанию необходимости преодоления этого разрыва. Мобилизация наших знаний и ресурсов в этой области является необходимым условием для урегулирования данной проблемы. Мы будем и далее стремиться к эффективному сотрудничеству между правительствами и гражданским обществом, чутко реагирующим на высокие темпы развития технологий и рынка». Здесь нет прямого указания на электронные ресурсы и электронные библиотеки, но подтекст именно этот. И, по свидетельству многочисленных откликов в прессе, электронной информации на Окинаве уделялось повышенное внимание. Поэтому, сегодня в свете развития библиотечно-информационных технологий электронные библиотеки занимают свою важную нишу, являясь дополнительной важной компонентой к автоматизированным библиотечно-информационным технологиям, не замещая их и не конкурируя с ними, а дополняя и выводя на более совершенный уровень обслуживания пользователей в тесной взаимосвязи с пользователями других информационных ресурсов. Именно поэтому, (после неудачной попытки получить отдельную федеральную программу по электронным библиотекам) дальнейшие государственные усилия в России привели к появлению новой федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы, в которой должное место отведено электронным библиотекам, поддержке и развитию электронного информационного ресурса. Российские библиотеки, продолжая собственные усилия по разработке электронных библиотек и сопутствующих технологий (оцифровке, электронной доставке документов и др.) сегодня уже имеют определенные ориентиры по участию в федеральных проектах новой целевой программы. При этом эти ориентиры предполагают существенное расширение уровня и содержания межбиблиотечной кооперации и интеграции