Необходимость разработки новой концепции библиотеки с учетом усиления роли ''информационной компоненты'' ее самостоятельности по отношению к документному ресурсу.

2010-11-18 18:50:03

«Правильная постановка вопроса свидетельствует о некотором знакомстве с предметом».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Английский философ и государственный деятель 

Библиотека практически во всех учебниках и монографиях все еще представляется в старых понятиях и схемах, хотя резкое вхождение в библиотечную практику информационных технологий должно было бы давно уже изменить представление о ней. В библиотеках открываются новые разнообразные информационные услуги, при библиотеках открываются центры правовой информации, бизнес-информации и др.; библиотеки и раньше всегда выполняли информационную функцию, но сегодня эта компонента начинает серьезно «конкурировать», если так можно выразиться с «документным обслуживанием» и даже его опережать.

Настало время пересмотреть традиционную концепцию библиотек, базирующуюся на жестком абсолютировании документной парадигмы, обязательном условии физического присутствия документа в фонде библиотеки, без чего библиотеку нельзя считать библиотекой, как считает ряд отечественных и зарубежных ученых. И даже не суть важно, какой структурно-функциональной моделью представляется библиотека как система — четырехузловой, как у профессора Ю.Н. Столярова, пятиузловой — как у автора доклада или, как заметил А.В. Соколов, возможна семиузловая модель библиотеки. Гораздо важнее сущностная трактовка, то, что реально сегодня делается библиотеками, то, что будет ими делаться в ближайшее время.

Дефиниция библиотеки и ее основных функций относятся сегодня к ключевым положениям уже не только библиотековедения, но и информационных наук. Безусловно, что правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет содержание и взаимосвязь библиотечно-информационной деятельности, ее цель, принципы, критерии эффективности, технологии, оценку качества работы.

Исторически менялись подходы к сущности библиотеки:

библиотека — хранилище,

библиотека — читальня,

библиотека — книжное собрание,

библиотека — учреждение,

библиотека — четырехэлементная структура,

библиотека — многоэлементная структура: пяти-семи, возможно больше.

Главные дискуссии развертываются вокруг сущностной функции библиотеки; если согласиться с громоздким, но в целом достаточно точным определением библиотеки, данным Ю.Н. Столяровым «Библиотека — удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом», которое соответствует определению библиотеки в ИСО (Международная организация по стандартизации), то останется одним из главных вопросов расхождение мнений между сторонниками приоритета документа и наделение документа, а не библиотеки, информационной функцией. С этим трудно согласиться, так как в данном случае одним из признаков библиотеки постулируется физическое присутствие документа в фонде, что уже не всегда возможно осуществить сегодня. При формировании фонда и, естественно, при обслуживании пользователей необходимо учитывать электронные полнотекстовые коллекции, доступные через Интернет (лицензированный доступ).

Эту особенность необходимо включить в разработку новой концепции библиотеки. Сегодня остро назрела необходимость пересмотра старых позиций, старых подходов к библиотеке. Библиотека уже не только общедоступный информационный центр, центр Интернет, зачастую — центр правовой информации, научное учреждение и т.д. — библиотека активный участник преобразования общества, его движения к информационному. Сегодня во многих крупных библиотеках читатель зачастую не приходит за традиционным документом (что плохо и хорошо одновременно!), читатель приходит за электронными полнотекстовыми копиями документов и за информацией. Сегодня, например, в ГПНТБ России 30% читателей вообще не обращаются к каталогам — ни к печатному — ни к электронному, а работают с информационными ресурсами Интернет; ориентировочно от 15 до 20% читателей предпочитают регулярную работу с полнотекстовыми электронными изданиями через Интернет (иногда — с помощью CD-ROM). Количество ежедневных обращений к Web-серверу библиотеки в 8-10 раз больше, чем обычных посещений библиотеки и это уже говорит о грядущих изменениях (причем неизбежных) в режиме обслуживания библиотеками своих пользователей. А онлайновые постоянные читатели, которые в перспективе должны составить большинство среди пользователей библиотеки? Это все возрастающая группа пользователей предпочитает работать с фондами библиотеки или, точнее, с услугами библиотеки в режиме онлайн и получать все, что им нужно, на собственный компьютер. Библиотека иногда и не трогает свой фонд, обслуживая таких пользователей с помощью других информационных ресурсов. Все это должно быть отражено в новой концепции библиотеки, в том числе и виртуальная природа многих источников информации, нравится это кому-то или нет. Основной упор в новой концепции должен быть сделан на расширение информационной функции как самостоятельной важной функции библиотеки, на точном определении места и роли документа, не абсолютизируя его, но и не преуменьшая его статуса. Требуется переоценка абсолютного доминирования документа как единственной субстанции, отвечающей за всю совокупность информационных потребностей пользователей. При этом следует с особой серьезностью отнестись к все возрастающему потоку электронной информации, увеличению числа электронных документов и появлению электронных библиотек.
Поиск:
Пользователь Пароль
  Регистрация

Новинки учебников для раздела Школьникам КР

2021-02-08 22:53:41

Смотрите, читайте, учитесь вместе с он-лайн сервисом BiblioTeka.kg

[…]

Подробнее…

Новинки учебников для раздела Школьникам КР

2020-11-17 19:02:52

Смотрите, читайте, учитесь вместе с он-лайн сервисом BiblioTeka.kg

[…]

Подробнее…

Новинки учебников для раздела Школьникам КР

2020-11-03 21:50:36

Смотрите, читайте, учитесь вместе с он-лайн сервисом BiblioTeka.kg

[…]

Подробнее…

Новинки учебников для раздела Школьникам КР

2020-10-19 17:12:31

Смотрите, читайте, учитесь вместе с он-лайн сервисом BiblioTeka.kg

[…]

Подробнее…

Новинки учебников для раздела Школьникам КР

2020-10-02 18:34:03

Смотрите, читайте, учитесь вместе с он-лайн сервисом BiblioTeka.kg
[…]

Подробнее…