Повышение роли образовательной деятельности и превращение библиотек в образовательные учреждения
«Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».
Абу-ал-Фарадж (арабский поэт 10 в.)
Библиотека как культурный феномен существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внутренне и внешне. Ее главной функцией было сохранение, систематизация и распространение знаний. Что обусловило появление библиотеки как социального и культурного института? Конечно, ее история связана с возникновением письменности и книги. Но само их появление еще не означало создание специальных социокультурных учреждений для хранения знаний. Появление круга грамотных и образованных людей, становление книги как объекта торговли, части производства, и вследствие этого доступность книги всем слоям общества привели к необходимости упорядочивания знания и систематизации книг, появления особых мест хранения и распространения этого знания, использования книг и библиотечных помещений в образовательных целях. В настоящее время образовательные функции библиотеки максимально проявляются в деятельности библиотек высших и средних специальных учебных заведений школ, и, безусловно, в деятельности публичных библиотек.
Переход к информационному обществу сопровождается формированием принципиально иной системы информационных коммуникаций, базирующейся на переводе основного массива информации в электронную (цифровую) форму с одновременным обеспечением возможности доступа к этим данным из любого места и в любое время.
Библиотека, традиционно относившаяся к фундаментальным звеньям системы информационных коммуникаций, как ни парадоксально, не выиграла от увеличения интенсивности информационных обменов. Потенциальная способность пользователя получать любые сведения, где и когда это необходимо, изменила существующую систему отношений, в результате чего наиболее информационно емкие сферы деятельности (бизнес, управление, юриспруденция, области высоких технологий) стали переориентироваться на получение сведений непосредственно через Интернет из удаленных источников, минуя библиотеки. За короткий период существования Сети уже образовалось огромное число коммерческих проектов, делающих бизнес на предоставлении платного доступа к полнотекстовым базам данных.
Библиотеки не в состоянии конкурировать с коммерческими компаниями ни по полноте представления документов, ни по оперативности обновления данных, ни по уровню сервиса, хотя есть и обратные примеры, в частности, современная система автоматизированного обслуживания читателей в ГПНТБ России могла бы успешно посоперничать с кем - бы то ни было. Неоспоримым единственным преимуществом библиотек остается бесплатность пользования. Соответственно изменяется и аудитория пользователей библиотек: они все более ограничивают зону бесплатного обслуживания такими областями, как образование, фундаментальные науки и досуг, то есть сферами, где стоимость решений, принимаемых на основе информации, минимальна.
Чтобы сохранить позиции в меняющемся мире, библиотекам предстоит во многом измениться самим, и основной акцент при этом должен быть сделан на адаптацию достижений высоких технологий. Речь идет как о компьютеризации существующих библиотечных процессов и создании высокотехнологичных систем, электронных библиотек и т. д, так и о предложении совершенно новых форм обслуживания. Полная автоматизация библиотек позволит им резко поднять качество обслуживания при сокращении производственных затрат.
В то же время на этапе перехода к информационному обществу объективно возникли новые требования к подготовке дипломированных специалистов, призванных работать в наиболее массовых с точки зрения охвата населения сферах: библиотечно-информационной, образовательной, культурной.
Новые подходы в работе библиотек, несомненно, будут сопровождаться изменением теоретических представлений о ее функциях, смещением акцентов в управлении и правовом регулировании информационной деятельности и, конечно, в подготовке и переподготовке кадров информационных работников.
Но не только в переподготовке кадров должна усиливаться образовательная функция библиотеки, это было бы слишком просто. По-нашему мнению, ведущие библиотеки должны стать базовыми организациями для тех кафедр вузов, которые готовят специалистов в библиотечной области в целом, и в частности, в области разработки, внедрения и эксплуатации современных автоматизированных систем библиотек и информационных центров различного уровня.